Поездка Санкт-Петербург – Тихвин – Вологда – Рыбинск – Ярославль – Ростов - Переславль-Залесский - Сергиев Посад – Москва – Владимир – Суздаль – Москва – Санкт-Петербург (Август 2007 года)
Часть I
Планировали выехать рано утром, но по независящим от нас обстоятельствам выехали ближе к вечеру. В 17:45 по Ленинскому проспекту пересекли проспект Жукова в направлении к Московскому проспекту. 18:55 – 20 км по одометру – выехали из города, переехав мост и пост на М18. Заправились на ближайшей от города заправке ПТК (95 бензин по 21 руб. до полного бака 33,56 литра). Движение нормальное, но очень плотное. Скорость потока 100-120 км/ч. Так и едем.
19:30 – переехали мост через Неву и пост ДПС за ним в районе Кировска. На 51 км трасса с разделительной лесополосой крутым поворотом объединилась в обычную двухполосную дорогу. Скорость потока сразу снизилась из-за плотного движения грузовых автомобилей в попутном направлении и плотном встречном движении. Едем 80 км/ч. Проехали р.Рябиновку, дорога вновь стала двухполосная в каждом направлении. Машин немного, едем 100-120 км/ч. На 85 километре от города на перекрёстке стоит памятник полуторке. По информации из музея блокады, что на берегу Ладожского озера, это настоящая машина, поднятая со дна Ладожского озера и впоследствии зацементированная и установленная на постамент. За развилкой на Волхов попутных машин не осталось. Едем одни. Встречных машин много. Дорожное покрытие на всём протяжении трассы хорошее за очень редким исключением на коротких участках. Единственное неудобство – узко. Обгонять грузовики очень сложно. 20:30 – пересекли мост через р.Волхов и сразу за ним свернули направо в сторону Тихвина на А114. Дорога в попутном направлении пустая. Встречных машин и здесь много. Дорожное покрытие похуже, чем на М18, но 100 км/ч ехать позволяет. 20:45 – съехали с дороги у д.Пенчино отдохнуть, перекусить, подышать чистым деревенским воздухом. В 21:15 поехали дальше. На полях вдоль дороги стоят стога сена. Через пяток километров покрытие дороги стало не просто хорошее, а очень хорошее. Скорость 100-120 км/ч не чувствуется. И увлекает… 21:40 – преодолев 180 км, въехали в Тихвинский район. Километров за 30 до Тихвина качество дороги резко ухудшилось. Даже на 80 км/ч приличная тряска. 22:04 – свернули с трассы направо к г.Тихвину. 22:08 – 223 км пути – г.Тихвин. Название города происходит от сочетания двух слов вепсского языка «тих» и «вин», обозначающих «дорога» и «рынок», то есть дорога к рынку. Город расположен на древнем торговом речном пути. При въезде слева на постаменте танк, справа стела с надписью «Тихвин». По обочинам дороги стоят красивые одно- и двухэтажные домики с резными ставнями и приятными глазу фасадами. Это старинный, исторический район города. Чуть дальше начались новостройки, где и находится современный центр Тихвина. Пришлось попетлять по незнакомому городу в поисках гостиницы. Остановились в гостинице «Тихвин». Гостиница центральная, самый дешёвый двухместный номер 1100 рублей. В номере две кровати, две тумбочки, стол, два стула, встроенный шкаф, туалет и умывальник. Есть более дорогие номера с бОльшим количеством услуг и с питанием. За 1100 рублей номер некудышный, но переночевать можно. Кстати, нам «повезло» - в этот день во всём городе не было воды. Никакой. Народ носил воду из реки. 08:55 – отъехали от гостиницы «Тихвин». Надо сказать, что дороги в Тихвине отвратительные, везде ямы и колдобины. В одну, видимо, самую здоровую яму кто-то воткнул бревно, чтобы все объезжали, иначе попадёшь вот в такую ямку и всё, кранты колёсам. Едешь так по дороге и вдруг посередине столб. Погуляв по Тихвину часок, доехали до Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря, главной реликвией которого является чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Монастырь расположен на берегу реки Тихвинки. Основан по указу Ивана Грозного 11 февраля 1560 года. А первое упоминание о Тихвине как о поселении относится к 1388 г. Оно связано с чудотворным явлением на берегу реки Тихвинки той самой иконы Божией Матери. Выгодное расположение Тихвина на перекрестке торговых путей, ведущих в Новгород, Вологду, а также важное стратегическое значение на северо-западной границе Руси способствовали его быстрому экономическому развитию. Многие тихвинцы, несмотря на то, что Россия на северо-западе была тогда совершенно отрезана от моря, стали опытными мореходами и вместе с новгородцами чувствовали себя на Балтике как дома. До ХIХ века город развивался как торговый и ремесленный центр, значение которого возросло с открытием в 1811 г. Тихвинской водной системы. Но постепенно Тихвин утратил свое экономическое значение. Через Тихвин проходил знаменитый Сибирский тракт. В 1826 г., направляясь в Сибирскую ссылку, через город проезжали и останавливались на местной почтовой станции декабристы, а в 1849 г. по этому тракту следовал на каторгу Ф.М. Достоевский. В 1920-х годах монастырь был закрыт, а чудотворная икона стала экспонатом местного краеведческого музея. Во время Великой Отечественной войны город был лишь в течение недолгого времени оккупирован немецкими войсками, но при отступлении они вывезли икону и передали Псковской духовной миссии, потом икона попала в Ригу, Либаву, Яблонцы, американскую оккупационную зону в Германии, оттуда епископ Иоанн (Гарклав) вывез её в США, в Чикаго. Умирая, отец Иоанн оставил завещание, по которому возвращение святыни в Россию возможно только при полном возрождении Тихвинского монастыря. В 1995 году монастырь был передан Церкви, Успенский собор восстановлен и освящён, а в 2004 году икона была возвращена в монастырь. Считается, что Тихвинская икона ограждает северные пределы России. Помимо прекрасных архитектурных памятников монастыря, в Тихвине сохранились фрагменты знаменитой некогда Тихвинской водной системы начала XIX века. Стоит осмотреть и их. Когда-то торговая и очень насыщенная жизнь бурлила на берегах ныне спокойной Тихвинки. Полюбовавшись Успенским собором и монастырскими стенами, доехали до Новгородского шлюза. По тихвинской традиции, он недавно горел, но, похоже, уже был в плачевном состоянии. Пешеходный мостик висит прямо над бывшей плотиной. Оттуда многие горожане в этот день носили воду домой. Стоит заметить, что в Тихвине очень доброжелательные и приятные люди. И сам город с его тишиной, размеренностью и красотой оставил в душе очень приятные впечатления. Появилось желание как-нибудь туда съездить на более длительное время, чтобы осмотреть все достопримечательности. 9:55 – мы выехали из Тихвина. Трасса А114 с плохим дорожным покрытием. Машин много. Скорость потока вне знаков ограничения около 100 км/ч. Знаки соблюдаются. За ответвлением на Бокситогорск дорога значительно улучшилась. Поехали 130 км/ч. 11:00 – проехав 352 км от начала пути, мы выехали из Ленинградской области и въехали в Вологодскую. Дорога представляла из себя заасфальтированную бетонку. Едем весело вприпрыжку 100 км/ч. На всём протяжении дороги после Тихвина леса высокие, стройные, густые, красивые. На мосту через р.Чагоду обрушение правой стороны моста. Только начался ремонт. На полях, которые мы проезжаем, повсюду загоны для скота. Засеянных какими-либо культурами полей мы не видели. В основном, поля либо со скошенной травой, собранной в стога, либо стоят, поросшие бурьяном. Эти дни выдались особенно жаркими. Наблюдали картину, как от жары стадо коров стоит по брюхо в воде в самой середине реки. 11:35 – въехали в Устюженский район, въезд обозначен симпатичной башенкой. 12:05 – 421 км от начала пути – проехали пост ДПС за р.Чагодоща. Вид на реку очень живописный. 12:20 – въехали в Череповецкий район. 12:21 – 500 км нашего путешествия. В с. Нелазское по левой стороне стоит памятник разбитой машине. Но главная достопримечательность села - деревянная Успенская церковь, рубленная в 1694 году. На Лукойле у поворота на Череповец заправились до полного бака 95-м (38,85 литра по 21 руб.) и, выезжая с заправки, не заезжая в г.Череповец, выехали из него (проехали столбик с перечёркнутой надписью «Череповец»). Справа по всему горизонту виднеются трубы и корпуса заводов города Череповца. 13:40 – миновали р.Шексна через мост в городе Шексна. При приближении к Вологде деревни становятся всё более обустроенные и аккуратные. Поля засеяны практически повсеместно. Встали в длинную-длинную пробку при подъезде к Вологде. Едем 30 км/ч. 14: 40 – 692 км – проехали ДПС на въезде в город. Возле поста для досмотра стояли три комбайна. По-видимому, это из-за них мы тащились с такой скоростью. Вокруг Вологды идёт активное строительство окружной дороги. В Вологде видели много домиков с резными наличниками на окнах и резными палисадами, как в песне. Древний город с древней историей. Вологда - один из очень немногих северных городов, история которых началась еще в домонгольский период. Примерной датой основания Вологды считается 1147 год, когда, по сообщению жития местного святого Герасима, был учрежден первый вологодский монастырь во имя св. Троицы. Прогулялись по городу. В Вологде очень много церквей. Красива река Вологда. Заканчивается реставрация вологодского Кремля. 16:45 – по круговой развязке выехали из Вологды в направлении Москвы и Ярославля. Цель и конечный пункт поездки на сегодня – Рыбинск. На М8 у заправки Лукойл на разделительной полосе стоит памятник автомобилистам Вологодской области. 17:37 – свернули с М8 у поста ДПС направо на Бакланку. Снова бетонка, 100 км/ч едем, как по стиральной доске. Хорошо, не трясёт, а только качает (спасибо неплохим амортизаторам машины). 17:51 – проехав 796 км, мы въехали в Ярославскую область. Природа вокруг типичная для средней полосы России – лиственные леса, луга, холмы. Красота! В селе Кукобой реставрируют очень красивую церковь. Там есть Святой Источник. Село несколько лет назад было объявлено официальной родиной Бабы-Яги. Как и положено, на родине Бабы-Яги начинается аномальная зона – перестает работать мобильная связь, а у машин перегревается двигатель. Говорят, это шалят бесята. Но нас они пропустили без своих хулиганств. После села дорога стала получше. 18:40 – въехали в Пошехонье. Городок расположен на берегу Рыбинского водохранилища, на правом берегу р. Согожа (приток Шексны). В древности р. Шексна называлась Шехонь, а прилегающая к ней местность - Пошехоньем. На берегу живописно высится колокольня местной церкви. Едем в направлении к Рыбинску. Трасса на этом участке частенько петляет и изобилует населёнными пунктами. 19:05 – переехали р.Ухра. Широкая, красивая река. Сразу за мостом по правую сторону от дороги стоит скульптурная композиция в виде двух медведей. 19:39 – 933 км – переехали реку Волга и въехали в город Рыбинск. 20:00 – остановились на ночлег в гостиничном комплексе «Рыбинск».
Продолжение здесь (частьII).
|