[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Модератор форума: Алексей, satu  
Форум » Клуб интересов » Краеведение » Ульянка, Дачное, Привал и прочие наши соседи
Ульянка, Дачное, Привал и прочие наши соседи
TutasДата: Суббота, 30.01.2010, 14:25 | Сообщение # 16
Первопроходец
Группа: Администраторы
Сообщений: 214
Репутация: 0
Статус: Offline
Владимир Парахуда

Загадочный ОРАН

К 140-летию железной дороги Петербург–Ораниенбаум

Не спешите открывать толковый словарь или какие-либо справочники… Этой забытой, но когда-то очень полезной людям аббревиатуры там нет. Но, оказывается, продолжение ее истории есть и в наши дни. По сути своей, “Оранэл” или “Оранэла”, кому как больше нравится, — род здесь не имеет значения, по техническому замыслу опередил свое время на целое столетие! Через десяток лет как раз и исполнится его, Оранэла, или замысла 100-летний юбилей; а к 2013–2014 годам нам обещают строительство наземных линий метро как более экономичных, например, в район Сосновой Поляны, Лигова или Стрельны… “Новое — хорошо забытое старое”, эта вечная поговорка справедлива здесь.

Прокладка железнодорожных путей вдоль южного побережья Финского залива началась еще 150 лет тому назад, в период Крымской войны, в 1853 году. Третья по счету в России (после Московской и Царскосельской), она сразу строилась в два пути до конечной станции Новый Петергоф на 27-й версте. Дорога была также царской и строилась не на государственные средства, а на деньги придворного банкира барона Александра Людвиговича Штиглица. Первый поезд из 14 небольших вагонов, вмещавших по 20 пассажиров, отправился с Петергофского вокзала (его изначальное название) на Обводном канале 21 июля по старому стилю 1857 года и через 1 час 10 минут прибыл на одноименную станцию. Промежуточных было всего три — Лигово, Сергиево (ныне почему-то Володарская) и Стрельна.

В апреле 1862 года созданное бароном Штиглицем Общество Петергофской железной дороги начало работы по продлению линии также в два пути до Ораниенбаума с одной промежуточной станцией Старый Петергоф. Здесь надо заметить, что в наше время “новые” пассажиры этой линии часто путаются, желая выйти на “фонтаны”: старинный Петергоф с его дворцами действительно “переместился” из Старого в Новый… Руководил строительством инженер Г. И. Розмитальский, и торжественное открытие движения поездов между столицей и Ораниенбаумом на 38-й версте состоялось 7 (19) июня 1864 года. Первый воскресный сквозной поезд состоял из двух вагонов.

С 1872 года Петергофско-Ораниенбаумская железная дорога через Гатчину и Нарву присоединена к Балтийской, общей протяженностью свыше 400 верст до Ревеля (ныне Таллин). А 1 февраля 1881 года телеграмма, посланная из Ораниенбаума в Петербург министру путей сообщения от инспектора Глоремана, барона Палена, графа Литке, графа Доттермунда, князя Шаховского, генерал-майора Шведера и городского головы Рубакина (отца будущего писателя Николая Рубакина), сообщала: “После совершения молебна состав из паровоза и двух вагонов спустился с Ораниенбаумской платформы на лед, доехал до Кронштадта и благополучно вернулся обратно ко всеобщему удовольствию пассажиров”. Парадоксально, но в наши дни совершить такую поездку проблематично не только зимой, но и летом на любом виде транспорта…


 
TutasДата: Суббота, 30.01.2010, 14:25 | Сообщение # 17
Первопроходец
Группа: Администраторы
Сообщений: 214
Репутация: 0
Статус: Offline
Стоя в XXI веке на платформах в ожидании поездов, ходящих по расписанию, составленному для удобства самой железной дороги, наши современники “не подозревают”, что, например, раньше не практиковались круглогодичные двухчасовые перерывы движения посередине рабочего дня. А для удобства наших предков в начале XX века между станциями Старый Петергоф и Ораниенбаум на расстоянии в шесть верст обустроили еще 6 (!) полустанков или платформ: Лейхтенбергская (ныне Университет), Ораниенбаумская колония, Мордвиново (где Шишкин создал свои знаменитые полотна), Мартышкино, Олинская (у переезда Петербургского шоссе), Халитовская. Ходили здесь особые, “летние” составы из паровозо-вагонов, то есть к танк-паровозу без тендера, имевшему топливные баки по бокам котла, прицеплялся двухэтажный импортный вагон с внешними лестницами. Издавали такие малые паровозы характерные свистки, за звуки которых их прозвали “кукушками”… Свои “кукушки” были в Стрельне, Сестрорецке, Ириновке.

Для вящего удобства петербуржцев и для выгоды компаний наряду с шоссе и железной дорогой в конце XIX века была задумана еще одна магистраль вдоль старинной Петергофской дороги с многочисленными дачными поселками южного побережья Финского залива. Несколько проектов магистрали для электромоторных поездов — первой в России электрифицированной железной дороги — от Петербурга до Ораниенбаума с последующим продолжением до форта Красная Горка (ныне Краснофлотск) было составлено в 1890-х годах. В 1906 году получил одобрение технический вариант инженера С. А. Бернатовича. Еще несколько лет ушли на согласование проекта с министерством императорского двора и уточнение ограничений при прокладке путей в границах самого Петергофа.

В 1912 году первый отрезок железнодорожного пути был уложен на участке Автово—Стрельна, а в июне 1913-го наконец было официально объявлено о начале строительства будущей Оранэлы (расшифровка слова — чуть позже). Центральная электростанция строилась в границах Петербурга на берегу реки Екатерингофки, а три тяговые подстанции возводились в поселке Княжево (сохранилась постройка “кирпичного стиля” на проспекте Стачек вблизи Трамвайного проспекта), в Стрельне и Мартышкине (также сохранились в составе бывшего механического завода вблизи виадука). В Княжеве, рядом с Автовом, появился вагонный парк с мастерскими (впоследствии трампарк имени Котлякова, пр. Стачек, 114).

Участниками строительства и авторами технических усовершенствований были известные отечественные инженеры: профессор Политехнического института А. В. Вульф, будущий академик Г. О. Графтио (в летнюю пору живший на даче в Ораниенбауме, на Швейцарской улице; по сведениям местных краеведов, его живописный деревянный дом — единственный из сохранившихся на этой памятной улице), профессор Института инженеров путей сообщения Г. К. Мерчинг, будущий профессор ЛЭТИ А. А. Смуров. К военной осени 1914-го на протяжении 38 километров (до Мартышкина) было уложено двухпутное железнодорожное полотно, возведены искусственные сооружения и от Нарвских ворот до Стрельны подвешена контактная сеть. С началом Первой мировой войны пришлось отказаться от заказанных за границей составов и воспользоваться эвакуированными из Риги трамвайными вагонами. Первый участок дороги от депо Княжево до Путиловского (ныне Кировского) завода открылся для пассажирских перевозок только в декабре 1915-го, а в январе 1916-го трамваи пошли по нынешнему проспекту Стачек (тогда Петергофское шоссе) до Нарвских ворот. К лету революционного 1917 года работал участок от Нарвских ворот до Привала на Петергофском шоссе, позже — до Стрельны.


 
TutasДата: Суббота, 30.01.2010, 14:25 | Сообщение # 18
Первопроходец
Группа: Администраторы
Сообщений: 214
Репутация: 0
Статус: Offline
После октябрьского переворота, в 1920-е годы, в связи с разрухой в стране были демонтированы рельсы и шпалы от Стрельны до Ораниенбаума, а также силовые агрегаты Ораниенбаумской электростанции, отправленные для обслуживания уральских рудников и строительства в Азербайджане. Из-за нехватки электричества в часы “пик” тогда же по рельсам Оранэлы пускались трамвайные составы, сцепленные с паровозом…

В наши дни вдоль полуторакилометрового участка между железнодорожными платформами Университет и Мартышкино чудом сохраняются, как молчаливые памятники инженерной мысли, пять неразобранных разновеликих железобетонных мостов, один из которых даже используется для автомобильного транспорта! Наиболее крупные из них упираются в земляные холмы, или, как называют их местные жители, “валы”, тоже искусственного происхождения, появившиеся здесь еще раньше: в начале 1860-х годов при прорытии ручным способом русла для прокладки “настоящей” (большой) железной дороги.

Две, уже по праву, исторические железные дороги — “свидетели” и даже “участники” Второй мировой войны. Так, рельсы и контактный провод Балтийской железной дороги в районе узловой станции Лигово (тогда Урицк) на 17-м километре пути, где проходил передний край обороны, были демонтированы в августе — начале сентября 1941-го ввиду приближения врага к городу. По сохранившимся путям блокированного Ораниенбаумского плацдарма до 1944 года перемещались два бронепоезда: “Балтиец” и “За Родину”, обстреливая вражеские позиции. По другим данным, последний поезд из Ораниенбаума дошел до Урицка 13 сентября 1941 года, так как далее в сторону Ленинграда путь был разбит; в тот же день Урицк занял противник… А трагическая сцена прорыва на следующий день, в воскресенье, группы немецких войск к пересечению трамвайной линии и Петергофского шоссе в районе поселка Володарский, когда были захвачены пассажиры городского трамвая № 36, вошла в художественный фильм “Блокада”… К сожалению, об этих событиях не сообщают подрастающим поколениям какие-либо памятные знаки — ни на железнодорожной станции Лигово, ни на той трамвайной остановке. Быть может, это отрезвило бы иные “горячие” и неблагодарные головы!

Обе железные дороги мирно сосуществуют спустя многие десятилетия и войны, претерпев необходимую модернизацию. По городской трассе до Стрельны, правда, реже, чем прежде, ходят трамваи маршрута № 36. Когда-то это был самый длинный маршрут, по которому за несколько копеек можно было добраться от Казанского собора на Невском до самой Стрельны, где “кольцо” трамвая находилось еще дальше — у Львовского дворца, а не у Константиновского, как теперь.

Что касается более старой железной дороги, с которой начался наш рассказ, то она, образно говоря, “подхватила” пример своей моложавой соседки Оранэлы (характерное для 1920-х годов сокращение от словосочетания “Ораниенбаумская электрическая линия”). Тогда, в январе 1933 года, от Балтийского вокзала пошли электрички (тоже новое слово). Это была первая в Советском Союзе электрифицированная железнодорожная линия, все оборудование для которой изготовили отечественные заводы — ленинградский “Электросила” и московский “Динамо”. Однако теперь уже легендарные паровозы не сразу сдали свои позиции: автор этих строк хорошо помнит, как еще в “космические 1960-е годы” мимо Мартышкина, наряду с пассажирскими электричками, с грохотом ходили, выпуская клубы дыма и пара, большие товарные паровозы.

Внимательный читатель, наверное, поинтересуется, а какова судьба проекта прокладки Оранэлы вплоть до Красной Горки в 65 километрах от Петербурга?.. В те далекие от нас времена 1900-х годов ограничились прокладкой от Ораниенбаума на запад вдоль побережья Финского залива обычной железной дороги в один путь, получившей наименование Ижорской и статус стратегической (военной). За ее возведением лично наблюдал император Николай II, делая записи в своем дневнике. В память о трудоемком строительстве в 1910 году были отчеканены наградные медали “За особые воинские заслуги”. Однопутной остается эта дорога и по сей день, так что пассажирские поезда ходят в Калище (Сосновый Бор), Лебяжье и Краснофлотск совсем редко… Огорчает еще одно обстоятельство: при поспешной модернизации этой ветки в 1930-е годы строители “забыли” возвести совсем небольшой мост через меншиковский Дворцовый канал, засыпав его часть, вследствие чего старейший и самый длинный из сохранившихся морских каналов петровской эпохи до сих пор пребывает в заглохшем состоянии… А электрифицирован этот участок дороги лишь в 1974 году — хоть и небольшой срок, но тоже юбилейный.


 
TutasДата: Суббота, 30.01.2010, 14:25 | Сообщение # 19
Первопроходец
Группа: Администраторы
Сообщений: 214
Репутация: 0
Статус: Offline
Сосновая Поляна

Так называется один из микрорайонов Красносельского района Петербурга. Границами микрорайона Сосновая Поляна в настоящее время являются с юга – Балтийская железная дорога (дублер – Проспект Народного Ополчения), с севера – Петергофское шоссе, дублером которого на этом участке является улица Чекистов, с запада – улица Пионерстроя и с востока – река Ивановка (дублер – улица Здоровцева).

Парк на берегу р. Ивановки, является границей, отделяющей Лигово (Урицк) от Сосновой Поляны.

Название этот микрорайон получил по имени ранее существовавшего на этой земле небольшого поселка дачного типа "Сосновая Поляна". Местность, на которой расположена Сосновая Поляна, была богата живописными сосновыми лесами, которые в большинстве своем были уничтожены при последующей застройке микрорайона. Один из участков такого леса еще сохранился в юго-западной части микрорайона, между железной дорогой и проспектом Ветеранов.

Когда в годы Великой Отечественной войны под Сосновой Поляной отгремели бои, то сразу же там закипела работа. Заводы Кировский, имени А.А. Жданова и другие построили много деревянных и каменных одноэтажных домов – требовалось срочно обеспечить жильем рабочих.

В 1960-х годах в рабочем поселке Сосновая Поляна развернулось интенсивное строительство, и теперь почти не осталось тех одноэтажных домов. Сосновая поляна теперь – это улицы и проспекты, застроенные многоэтажными (5-ти, 9-ти и 12-ти этажными) благоустроенными домами, торговые центры, парки и сады.

За Дудергофским каналом северная сторона шоссе представляет собой большой пустынный участок намытых со дна Финского залива земель, предназначенный для будущей застройки. Зато южная сторона дороги необычайно живописна. Здесь вновь проступает уступчатый рельеф местности с широкой полосой старинных посадок, отделяющих от шоссе жилые кварталы и другие здания Сосновой Поляны. Наиболее широкий участок зеленых насаждений сразу за Дудергофским каналом скрывает за собой съёмочные павильоны киностудии "Ленфильм". Среди газонов и деревьев этого парка немало небольших прудов с перекинутыми через них ажурными мостиками.
Наглядное расположение старых имений этой местности можно посмотреть на этих картах.


 
TutasДата: Суббота, 30.01.2010, 15:02 | Сообщение # 20
Первопроходец
Группа: Администраторы
Сообщений: 214
Репутация: 0
Статус: Offline
В петровскую пору на этой территории располагались дачи капитанов Ипата Муханова и Ивана Синявина. В 1774 году обе дачи приобрел Александр Григорьевич Демидов, один из представителей знаменитого рода заводчиков. На плане 1777 года показаны два усадебных ансамбля. Западный скромный, с небольшим домом, от которого со склона спускаются две параллельные аллеи, между ними пруд. Пруд в русле ручья, превращенный ныне в цепочку живописных прудов на верхней террасе, отделял эту усадьбу от парадного, восточного ансамбля. К 1782 году здесь появился новый ансамбль из пяти каменных двухэтажных зданий: господского дома и четырех флигелей, построенный по проекту знаменитого русского зодчего И. Е. Старова.

Господский дом в стиле строгого классицизма, с прекрасно найденными пропорциями, выглядел просто и величественно. В центре его был устроен овальный выступ с ионическими пилястрами, с высокими окнами-дверьми в первом этаже, перед которым находилась каменная терраса, и овальными окнами во втором. По карнизу здание окружала железная решетка простого, но изысканного рисунка. Над кровлей возвышался прямоугольный бельведер. Флигели имели более скромную архитектуру, но очень интересными были ворота, каждые с двумя колоннами и антаблементом дорического ордера, над которым возвышался аттик с вазами. К юго-западу от парадного комплекса был устроен хозяйственный двор. По другую сторону дороги появился сохраняющийся до сих пор квадратный пруд с островом (см. карты).

В начале XIX века восточная, а затем и западная дачи перешли в руки купца Молво, владельцу сахарного завода в Екатерингофе. В этот период регулярный нижний сад был превращен в пейзажный (верхний парк сохраняет элементы регулярной планировки до сих пор). В 1830 - 1870-х годах имение принадлежало Протасовым.

В 1846 - 1847 годах на месте обветшавшей западной усадьбы архитектор Г. Э. Боссе возвел для Протасовых новый каменный дом. Здание знаменовало собой новое, рационалистическое направление в архитектуре загородных особняков: оно имело свободную асимметричную композицию, построенную на сочетании разновеликих объёмов. Кирпичная кладка и детали фасадов не были оштукатурены. Центром композиции служила двухэтажная башня-бельведер; ещё один, малый, был смещен к западной стороне здания. Вид на сад и залив открывался также из окон большого эркера.

Около 1880 года имение перешло в руки "великобританского подданного" купца Э. Е. Эбсворта. По-видимому, именно он назвал имение "Литания". Около 1912 года дача была приобретена акционерным обществом "Строитель", которое намеревалось распродать большую часть территории под дачи, образовав здесь дачный поселок - город-сад "Таврида". Ансамбль усадеб предполагалось сохранить в качестве общественного сада для его жителей. Однако, дачи не были построены - помешала мировая война. Сохранилась одна из проложенных в то время аллей - от шоссе в южную сторону, её предполагалось назвать Георгиевской улицей (см. карты), она отделяет сад Литании от жилых кварталов.

В 1920 - 1930-х годах в усадьбе размещалась школа-колония. Во время Великой Отечественной войны усадебный дом был сильно поврежден и в 1952 году разобран. В 1944 году в нижнем саду по проекту К. Л. Иогансена и В. А. Петрова установили памятник защитникам Ленинграда (см. карты).


Петергофское шоссе. Памятник в парке бывшего имения Литания.


 
TutasДата: Суббота, 30.01.2010, 17:08 | Сообщение # 21
Первопроходец
Группа: Администраторы
Сообщений: 214
Репутация: 0
Статус: Offline
В настоящее время историческое ядро дачи - нижний парк и перестроенный после войны усадебный дом Демидова - сохранились достаточно хорошо. Тактичная реконструкция здания сохранила классицистическую композицию: к повышенной центральной части с акцентирующей её раскреповкой примыкают два крыла. Отсутствие деталей, за исключением карниза, делает дом лаконичным и выразительным.

Бывший усадебнй дом П. Г. Демидова (ныне жилой дом(см. карты)). 2002 год.

В современной планировочной структуре хорошо читается главная центральная ось усадьбы - это нынешняя 2-я Комсомольская улица, продолженная в прибрежной части Матисовым каналом (см. карты).

В верхней части парка за улицей Чекистов располагаются небольшие домики. В этой части Сосновой Поляны сохранилось довольно много построек середины ХХ века. Эти небольшие чрезвычайно привлекательного вида дома-коттеджи на довольно узких улочках (Пограничника Гарькавого, 2-й Комсомольской, Летчика Пилютова) в северной части микрорайона создают особый уют, более не встречающийся на городских спальных окраинах. Ныне этот микрорайон, построенный в 1946 - 1950-х годах по проекту архитекторов А. А. Оля, Н. М. Шифрина, Н. А. Зазерского и Е. Б. Серебрякова поставлен на учет комитета по охране памятников, как комплексный архитектурный ансамбль советского периода.

Сосновая Поляна. 2-я Комсомольская ул. Одно из зданий послевоенной застройки. 2002 год.


 
TutasДата: Суббота, 30.01.2010, 17:20 | Сообщение # 22
Первопроходец
Группа: Администраторы
Сообщений: 214
Репутация: 0
Статус: Offline
Вслед за территорией бывшей дачи П. Г. Демидова начинается территория Новознаменки, одной из самых известных частных дач на Петергофской дороге. В конце этого участка, перед улицей Пионерстроя, являющейся в наши дни границей городской застройки, сквозь зелень парка проступает вид старого барского дома в стиле барокко. Это прекрасно сохранившееся главное здание усадьбы Новознаменка, построенное Джузеппе Трезини, племянником строителя Петропавловки Доменико Трезини. Здание это было построено в 1750-х годах, когда два участка в центральной части будущей Новознаменки принадлежали вице-канцлеру графу Михаилу Илларионовичу Воронцову.

Новознаменка. Дворец графа Воронцова (см. карты). 2003 год.

В период своего расцвета, в первой четверти XIX века, будущая Новознаменка состояла из пяти первоначальных "петровских" дач. Самый восточный участок усадьбы с 1728 г. принадлежал английскому консулу, купцу Я. С. Вульфу. В 1772 г. дача уже принадлежала сенатору, графу П. Г. Чернышову, видному российскому дипломату, а в конце XVIII века ею владел генерал-фельдмаршал граф Иван Петрович Салтыков, талантливый военачальник, отличившийся в турецких войнах. Около 1797 г. он продал имение А. Б. Куракину, новому владельцу дачи Воронцовых - будущей Новознаменки. В то время из построек здесь существовали лишь оранжереи и парники, а к северу от дороги - птичий двор. Господский дом и службы отсутствовали: они были вывезены или сгорели.

Главную, центральную часть Новознаменки составили дачи двух братьев - Петра и Андрея Матвеевичей Апраксиных. Восточный участок П. М. Апраксина от западного участка А. М. Апраксина отделяла речка Миткази, получившая имя по названию располагавшейся здесь в XVII веке финской деревни Микойсис. В 1719 г. на обеих дачах находились небогатые дворы без господских домов, но к 1721 г. у Петра уже появились новые двухэтажные "хоромы" и несколько служебных зданий. На участке его брата в это время также возводился господский дом. В 1747 г. дачи принадлежали наследникам Апраксиных: невестке Петра Елене Михайловне с детьми и сыну Андрея Федору Андреевичу Апраксину. Позже он стал владельцем обоих участков, которые в начале 1750-х годов продал вице-канцлеру графу Михаилу Илларионовичу Воронцову. На этой 200-саженной даче М. И. Воронцов около 1753 года начал строительство большого усадебного ансамбля. Производилось целенаправленное формирование ландшафта: вырубка самосевных деревьев, расчистка лугов, прокладка и обсадка деревьями "перспективных" дорог. В русле речки устроили два пруда; еще один, прямоугольный, существовал на нижней террасе, на бывшем участке П. М. Апраксина.

Новознаменка. Большой пруд (см. карты). 2003 год.

После сноса ветхих усадеб в середине 1750-х гг. в западной части дачи началось строительство усадебного ансамбля, которое вел архитектор Джузеппе Трезини. Скорее всего он и был автором проекта сохранившегося доныне каменного дома: на это указывает трактовка архитектурных деталей, совершенно нехарактерная для А. Ринальди, которому часто приписывалось это здание. Какие-то работы производили итальянские мастера Бартолиати и Венерони. Высокое стройное здание с бельведером и сегодня является важнейшей архитектурно-исторической доминантой этого района.


 
TutasДата: Суббота, 30.01.2010, 17:31 | Сообщение # 23
Первопроходец
Группа: Администраторы
Сообщений: 214
Репутация: 0
Статус: Offline
Из объявления о продаже имения 1766 г. следует, что в то время кроме главного здания оно включало каменные боковые флигели, каменные и деревянные службы, грот, террасу, оранжерею, 7 прудов, 3 сада, 2 партера.

В 1803 году эти участки были куплены обер-гофмаршалом, директором императорских театров Александром Львовичем Нарышкиным и записаны на имя его жены Марии Алексеевны. Одновременно Нарышкины присоединили к своему имению с запада еще один участок, который в середине XVIII века принадлежал генерал-прокурору Сената князю Н. Ю. Трубецкому, одному из просвещеннейших людей своего времени, другу и покровителю выдающихся писателей XVIII века А. Д. Кантемира и М. М. Хераскова. С 1770-х годов усадьба принадлежала генерал-фельдмаршалу, сенатору князю Александру Михайловичу Голицыну, а затем его племяннику М. А. Голицыну, который, по-видимому, и продал ее Нарышкиным.

Составив свое имение из четырех "петровских" дач, Нарышкины на этом не остановились: между 1805 и 1817 гг. к нему был присоединен пятый, соседний с запада участок. В 1714 г. эта дача принадлежала боярину Тихону Никитичу Стрешневу, особо доверенному лицу Петра I, управлявшему государством вместе с Ф. Ю. Ромодановским во время первого путешествия царя за границу. Позже имение принадлежало поочередно сенатору А. А. Матвееву, кабинет-министру графу П. И. Ягужинскому, действительному тайному советнику, послу в Вене, князю Д. М. Голицыну. Со второй половины 1770-х до 1790-х гг. дачей владел граф Христофор Сергеевич Миних, тайный советник, сенатор, внук знаменитого фельдмаршала. На плане 1777 года показана его П-образная усадьба из господского дома и четырех флигелей. Между двух спускающихся со склона аллей - прямоугольный пруд. Другой, устроенный при помощи плотины в русле ручья, - к югу от усадьбы. Около 1797 г. имение перешло члену государственного совета Ю. А. Головкину. Оно было записано за его супругой, фрейлиной Екатериной Львовной, урожденной Нарышкиной. Она, вероятно, и продала дачу своему брату. К этому времени усадьбы здесь уже не было.

Свое имение А. Л. Нарышкин назвал "Бельвю" (в переводе с французского - "прекрасный вид"). По меркам Петергофской дороги оно было огромным. На месте прежде существовавших усадеб Нарышкины построили несколько новых.

На первой, восточной, был возведен небольшой ансамбль из одноэтажного главного дома с мезонином и четырехколонным портиком. На уровне мезонина во всю ширину портика был устроен балкон, откуда открывались морские панорамы. Южнее, по сторонам дома, располагалось два флигеля, развернутых под углом 45 градусов, также с портиками. Этот ансамбль сохранялся еще в предвоенное время. Он находился в створе улицы Летчика Пилютова, которая является его бывшей осевой просекой. На нижней террасе - пруд XVIII века, ныне пересохший (см. карты).

На следующем участке был воздвигнут "Бельведер" - небольшой, увенчанный куполом и обнесенный балюстрадой с вазами дворец, напоминающий музыкальный павильон. Он стоял против большого нижнего пруда, точнее - расположенного на нем острова (см. карты). До войны на этом месте находился дом, но, по-видимому, более поздний.

Был перестроен или возведен заново господский дом на бывшей даче Н. Ю. Трубецкого. Это двухэтажное деревянное здание, со сделанной к западному фасаду пристройкой, также существовало еще в 1930-е годы. Оно находилось у кромки террасы против дома 15 по улице Чекистов. Сохранился нижний сад усадьбы со старыми деревьями и большим живописным прудом с островом (см. карты).

Новознаменка. Парк, Большой пруд с Островом. 2003 год.

На участке Миниха - Головкина Нарышкины также возвели новую небольшую усадьбу. Обширный зеленый массив в южной части владения был превращен в лесопарк: его разбили системой параллельных и радиальных просек, дополнив регулярную планировку живописно извивающимися дорожками и водными протоками. Сейчас это - парк Сосновая Поляна, сохранивший планировочную основу начала XIX века.


 
TutasДата: Суббота, 30.01.2010, 17:48 | Сообщение # 24
Первопроходец
Группа: Администраторы
Сообщений: 214
Репутация: 0
Статус: Offline
После смерти Нарышкина, в 1829 году два западных участка были проданы А. Ф. Веригиной. Оставшаяся часть нарышкинской дачи была приобретена сенатором Петром Васильевичем Мятлевым и стала называться "Новознаменкой" в память о проданной ими Знаменской мызе близ Петергофа. С переходом имения в новые руки его культурные традиции были приумножены. П. В. Мятлев был знаменитым коллекционером, собравшим значительную коллекцию исторических редкостей и картинную галерею. Многие из этих предметов хранились в Новознаменке. Жена владельца, Прасковья Ивановна Мятлева (урожденная Салтыкова, дочь бывшего владельца восточной части имения И. П. Салтыкова), питала настоящую страсть к домашнему театру: представления, балеты, концерты следовали на даче один за другим. В 1866 году на даче Мятлевых отдыхал П. И. Чайковский, которому полюбились эти места; здесь он писал симфонию "Зимние грезы". Возможно, старинный парк служил для него источником вдохновения. Во вновь возведенном Мятлевыми "Готическом" доме" (он расположен рядом с воронцовским) размещалась французская библиотека в 18 тысяч томов. Здание это сохранилось до наших дней - в нем ныне расположен частный ресторан "Готический домик" (см. карты).

Новознаменка. Готический дом. 2003 год.

В 1888 году дача была приобретена в казну и передана в собственность Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых. В 1892 году Новознаменка была передана городу для устройства Городской больницы-колонии для душевнобольных. На даче был возведен целый комплекс деревянных и каменных строений. Их построили в саду к югу от современной улицы Чекистов, на закрытой ныне территории. Часть из них сохранилась, некоторые перестроены. Кроме того, было возведено множество вспомогательных построек. Две из них, деревянные, до сих пор стоят по северной стороне улицы Чекистов (дома №№ 7 и 9), несколько каменных сохраняются за оградой Университета МВД по другую её сторону.


После революции больница была закрыта, а в её зданиях разместилась исправительно-трудовая колония.

В 1897 году в состав Новознаменки была вновь включена бывшая усадьба Трубецкого. В середине XIX века этой усадьбой, совместно с соседней, бывшей Миниха, владел купец А. И. Галов, а затем его сыновья. В конце XIX века имение оказалось разбитым на несколько частей. Бывшая дача Миниха стала принадлежать крестьянину П. М. Лобовкину, а усадьба Трубецкого перешла в руки некой Сабуровой, которая и продала её больнице.

Новознаменка жестоко пострадала во время войны. Лежавший в руинах дворец Воронцова был восстановлен в 1957 - 1960 годах под руководством архитектора М. М. Плотникова, исключая убранство интерьеров. До недавнего времени в здании располагались кафедры Петербургского Технологического института, а ныне - Международная Школа. Однако потеря усадеб на бывших дачах Салтыкова и Трубецкого - Сабуровой значительно обеднила парадный, выходящий на шоссе фасад ансамбля.


 
TutasДата: Суббота, 30.01.2010, 18:23 | Сообщение # 25
Первопроходец
Группа: Администраторы
Сообщений: 214
Репутация: 0
Статус: Offline
Чуть дальше распологались старинные дачи Лапшина "Елизино" и графов Вильегорских "Павлино" (см. карты), где до революции существовал усадебный дом, сооруженный по проекту В. И. Беретти. Ныне на этих местах кварталы промышленной застройки и территории совхоза "Предпортовый" с его административными и хозяйственными постройками. Здесь также встречаются мостики через ручейки и протоки. Курьезно выглядит "мост в никуда", построенный над каналом посреди болота в 1970-х годах, во время создания парка.

Следующая к западу дача в 1714 году принадлежала племянницам Петра I, царевнам Екатерине Иоанновне и Прасковье Иоанновне. В 1724 году она была пожалована генерал-фельдмаршалу, президенту Военной коллегии князю Никите Ивановичу Репнину по его просьбе. Его внук П. И. Репнин владел дачей до самой смерти в 1778 году. Ансамбль усадьбы Репниных находился в западной части дачи, между двумя глубокими оврагами, разрезающими террасу, против устроенного владельцами сохранившегося и доныне пейзажного пруда с островом, северо-западнее дома 84-1 (см. карты). Сейчас на этом месте красивая поляна со старыми деревьями. С 1787 года имение принадлежало статскому советнику З. А. Хитрово, а затем, в 1820-х гг. - графине Разумовской. В 1838 году им уже владела "адмиральша" Ю. Ф. фон Моллер. В середине XIX века она присоединила к своему имению значительную часть соседней с запада дачи касимовского царевича Ивана Васильевича, принадлежавшей с начала XIX века красносельскому крестьянину Ревягину. Значительную часть обширной усадьбы фон Моллер занимали пейзажные сады, включавшие пруды XVIII века - фигурный с островом на нижней террасе против господского дома, "преемника" репнинского, и два верхних, устроенных в оврагах. На верхней террасе было живописно разбросано несколько дачных комплексов. В конце 1850-х годов усадьба перешла в руки А. Н. Стобеуса и была объединена с "Павлином". Во 2-й половине XIX века в центральной части дачи, к югу от усадеб, был устроен большой конный завод с ипподромом. В 1930-х годах от многочисленных домов оставалось лишь несколько флигелей да здание конного завода. До последнего времени к территории усадебного ядра с юга примыкала воинская часть. Сейчас рядом с ней возведены два многоэтажных жилых комплекса, внесших урбанистическую ноту в исторический ландшафт. Существующая лиственничная аллея - дорога середины XVIII века, которая между двух верхних прудов вела к усадьбе.


 
Форум » Клуб интересов » Краеведение » Ульянка, Дачное, Привал и прочие наши соседи
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск:

 
Создать бесплатный сайт с uCoz